После испытания ФЭД-5 в прошлый раз, я долго думал, и пришел к выводу, что дальномерная пленочная фотография — это еще не самое глубокое ретро, которое можно себе представить, ведь до этого были еще зеркальные фотоаппараты среднего формата с двумя объективами (по-научному — TLR). Вот они — подлинные истоки фотографического искусства, подумал я. Поэтому и решил безотлагательно купить себе новенький Любитель-166В, и таким образом до конца, и уже без всяких полумер и компромиссов, погрузиться в прошлое с помощью этого шедевра техники XX-го века.
Конечно, пока я искал для себя в продаже этот антикварный аппарат, я очень прилежно штудировал о нем всяческую литературу. Чем меня там только не пугали: и засветки у него, понимаешь, и юстировка обязательно требуется, и резкость навести якобы совершенно невозможно. Однако, все оказалось совсем не так. Я ничего не делал со своим аппаратом, просто вставил в него пленку Kodak Portra 160, и пошел десятого мая днем с родственниками на прогулку в ботанический сад Киевского университета.
Никаких проблем у меня не было. Все работало, как часы.
Практически все кадры снимались на диафрагме 16 с выдержкой 1/125. Там, где я присутствую, съемка, естественно, производилась с помощью автоспуска. Не могу не отметить, что полностью ручное управление всем процессом съемки дает неописуемые ощущения. Я остался чрезвычайно довольным от всего этого мероприятия.
Проявка этой пленки и ее сканирование на следующий день после съемки были выполнены по моему заказу в киевской студии Photovision.
Дальше мы все дружно переместились в сквер имени Чкалова, поближе к дому Юрия Федоровича на улице Богдана Хмельницкого, где после прогулки немного пригубили джин с тоником по случаю праздника Победы.
В заключение отмечу, что в ходе этой эпопеи использовался мой штатив Slik Pro 330 DX и фотоэлектрический экспонометр Ленинград-8 (который вы можете все время видеть болтающимся у меня на шее). Благодаря этим высокотехнологическим девайсам наша фотосессия прошла без сучка и задоринки.
И, чуть было не забыл отметить, купленный мною фотоаппарат Любитель-166В имеет на своем корпусе Знак качества СССР. Похоже, не просто так (см. мои замечания по поводу того, что он начал у меня работать сам по себе, без необходимости производить с ним какие бы то ни было тюнинговые манипуляции или «профилактику», которые с такой настойчивостью, если не сказать настырностью, рекомендовали «опытные» товарищи на всякого рода авторитетных фотолюбительских форумах).
Правда, я бы не был до конца откровенным, если бы не рассказал вам о том, что первый блин, все-таки, вышел в определенной степени комом.
Расскажу вам сейчас эту смешную историю. Как известно, перемотка кадров в фотоаппарате Любитель-166В (как и во многих других аналогичных древних устройствах) производится непосредственно по меткам на пленке, которые нужно наблюдать в специальное отверстие на задней стенке аппарата.
Немного отвлекусь: в упоминавшейся выше литературе очень много внимания уделялось опасности засветить пленку через это окошко. Могу всех успокоить: несмотря на то, что мне приходилось смотреть в окошко на ярком солнце, никакой порчи кадров при этом не произошло (что прекрасно видно на самих кадрах, представленных выше). Хотя, конечно, я закрывал окно заслонкой на все время, кроме процесса перемотки (собственно говоря, в полном соответствии с правилами, которые изложены в инструкции к данному фотоаппарату).
Так вот. О чем, собственно, я хотел рассказать. С окном наблюдения за цифрами в окошке я имел дело впервые в жизни. Я читал о том, что перед цифрой «1», обозначающей первый кадр, появится какая-то рука, указывающая на необходимость «приготовиться». Рука не появилась: на моей пленке Kodak возникла жирная (очень жирная, это важно) стрелка, которую я воспринял аналогично. Стал мотать дальше. В окне промелькнули какие-то неясные (чуть ли не пунктирные) символы, которые я расценил как предепреждение о приближении первого кадра. Собственно, в проштудированной мною литературе об этом упоминалось. Я мотаю дальше. Опять какие-то неясные символы. Зрение у меня уже не такое, как было в молодости, поэтому мотаю дальше. Мотаю и мотаю, но тут до меня доходит, что, пожалуй, это уже как-то слишком. Не может начальный отрезок быть таким длительным! Надеваю очки, подхожу к свету и приглядываюсь. Батюшки, да ведь уже идет шестой кадр! Оказывается, эти бракоделы (я имею в виду Kodak) предупредительную стрелку сделали большой и жирной, а вот номера кадров, почему-то, мелким и тонким, еле различимым шрифтом.
Что мне было делать? Выбросить из аппарата испорченную в результате моего ламерства пленку и найти другую? Нет. Я обмотал аппарат свитером и проследовал с ним в ванную комнату, предварительно выключив везде свет и тщательно закрыв все двери, ведущие в коридор квартиры.
Далее я вскрыл в темноте аппарат и вручную перемотал обратно пленку. Дальше, уже на свету, вооружишись очками, промотал бобину на первый кадр и на этом успокоился. Хотя, честно говоря, у меня были подозрения, что первая часть пленки будет из-за этого инцидента отличаться в худшую сторону от второй, но результаты, представленные выше вашему вниманию в данной публикации, со всей очевидностью показывают, что все мои манипуляции в ванной были выполнены филигранно, и не возымели каких-либо нежелательных последствий для качества съемки.
Так что, как говорится, победителей не судят!