Украина застряла между дикостью и цивилизацией

Выдающийся мыслитель XX века Фридрих фон Хайек незадолго до своей кончины опубликовал свой очередной гениальный труд («лебединую песню») под названием «Между инстинктом и разумом» (в книге «Преступная самонадеянность», которую лично я считаю вершиной его творчества), описывающий современную цивилизацию как нечто, не являющееся ни плодом разума (то есть, чьего-то сознательного замысла), ни чем бы то ни было таким, что было бы заложено эволюцией в человеческой природе (инстинктах, подсознании) на протяжении последних сотен тысяч лет. Он говорил в этом своем интеллектуальном шедевре просто о некоей определенной (стихийно возникшей) традиции построения общества (уважающей права частной собственности), которая всего лишь выиграла конкурентную борьбу (у других, столь же стихийно возникших, традиций), обеспечив большую продуктивность (и в экономическом, и в военном отношении) на фоне иных, проигравших гонку способов организации жизни. Кое-что на эту тему, несколько позже (но, тоже весьма убедительно), написал и Френсис Фукуяма в своем «Конце истории».

Но я сегодня, в следующем уже (по отношению к упомянутым выше работам) веке, хочу повести речь о существенно менее значимых для всего мира вещах. Я хочу говорить лишь об Украине.

Очевидно, что в современном мире можно обозначить два полюса (две альтернативы) обустройства общества и государства: дикость и цивилизация. Не особо погружаясь в детали и теоретические тонкости, в качестве примера дикости можно использовать современную Россию: большинство ее населения даже не подозревает, что в природе существует такое понятие, как гражданские права. С другой стороны, если взглянуть на Европу и США, то наличие прав человека там, конечно, ни у кого не вызывает сомнения.

А где, в этом отношении, находится Украина? На мой взгляд, это – крайне интересный вопрос. Не случайно, этот опус я начал с упоминаний работ гениального Хайека, глубоко исследовавшего некие промежутки. Здесь – именно тот случай. Как говорят, ни рыба, ни мясо. С одной стороны, в результате двух майданов (2004 и 2014) украинцы доказали, что они не желают того, чтобы кто бы то ни было (в обоих случаях это был Виктор Янукович, но это совпадение – чисто случайно) навязывал им свою волю, но с другой стороны они так и не продемонстрировали, что они уважают чужую волю (своих сограждан, окружающих их людей), как равноправную своей собственной – и это, во всей этой истории, есть ключевой момент всего и вся.

Почему украинцы вышли на Майдан в 2014 году на «Революцию достоинства»? Потому что им не понравилось, что Виктор Янукович (вместе с бандой своих многочисленных соучастников, объединенных под брендом «Партия регионов») грабил их и навязывал им свою волю. В этот момент украинцы объединились исключительно потому, что этот упырь (с уголовным прошлым и уголовными замашками) грабил и насиловал всех их одновременно.

То есть, можно со всей уверенностью констатировать, что украинцы, в отличие от русских, преодолели тот рубеж своего развития, за которым начинается осознание своих личных прав: никто не будет мне указывать, что я должен делать. Но, увы, это – лишь половина дела. Украинцам пока еще не хватает понимания, что и они никому (из своих сограждан, окружающих их лиц) не вправе навязывать свое мнение. Именно этого нам на данный момент не хватает, чтобы стать органичной частью Европы. Именно по этой причине нас и не пускают пока в Евросоюз.

Иллюстраций можно привести бесконечное количество. Постоянные атаки правых экстремистов (и в Киеве, и во Львове) на парады гомосексуалистов, запрет Киевского горсовета на торговлю спиртными напитками в киосках, беспрепятственный (со стороны полиции) выгул во дворах столицы собак бойцовских пород без намордника (плевать я хотел на ваши права), тотальный демонтаж торговых павильонов в Академгородке (начальнику районной государственной администрации это не нравится — значит, этого не будет), гонения на «Кафе на майдане» (на Майдане погибли люди — там не место для кафе; но ведь и в Киеве погибли люди — так, может, запретим кафе вообще во всей столице? а, может, просто, вы, наконец, поймете, что ваше мнение — это не более, чем ваше мнение, и оно совершенно не обязательно для всех остальных?) и многое другое. Во всех этих эпизодах проглядывается одна и та же идея: я считаю, что это недопустимо, значит – этого не будет. Есть только одна воля – моя. Вашей воли нет, поскольку вы – ничто.

Украина прошла на сегодня лишь полпути между дикостью и цивилизацией (и, увы, пока застряла в этом промежутке). Украинцы уже поняли, что никто не вправе навязывать им свою волю, но еще не поняли того, что люди не делятся на два сорта – низшие и высшие, и ты не можешь считать, что ты умнее других, лучше других и вправе им диктовать свою волю.

Именно поэтому, кстати говоря, нас и не спешат принимать в Евросоюз. Им не нужны там «сверхчеловеки», «особо умные» и другого рода «отцы нации» и диктаторы. Им нужны равные среди равных. Те, кто видит вокруг себя таких же, как он сам (ни тебе никто ничего не указывает, ни ты никому ничего не указываешь). И не считает себя «самым продвинутым» среди «дураков». Вот этому нам, украинцам, и предстоит еще научиться.

Половину пути мы уже осилили, остается теперь пройти вторую часть оного. После того, как каждый из нас осознал, что лично у него есть права, нужно теперь еще понять, принять и осознать следующую в цепочке личностного развития крайне простую мысль: у всех окружающих нас людей есть такие же права, как и у нас самих. Когда до каждого из нас это дойдет, мы тут же и окажемся частью Европы.