Кто убил Треплева

Театр-студия «Образ» создала на сцене киевского театра «Браво» великолепную постановку пьесы Бориса Акунина «Чайка». Действие спектакля начинается как продолжение последнего акта чеховской «Чайки», а сюжет основан на том, что Константин Треплев (Максим Авраменко) не застрелился сам, а был якобы кем-то убит.

Детектив Акунина построен по классической схеме Агаты Кристи – все персонажи поочередно обвиняются в совершении преступления доктором Евгением Дорном (Андрей Шаповал), который по общему согласию берется за расследование инцидента до приезда полиции. При этом, в отличие от гениальной английской писательницы, Акунин всякий раз доводит дело до конца: вина каждого подозреваемого неопровержимо доказывается и преступник под давлением улик сознается. Напоследок не минает сия чаша и самого Дорна: его вину доказывает уже Петр Сорин (Сергей Кругус). Финалом каждого отдельного расследования, каждому из которых посвящена своя сцена, является помещение очередного преступника в клетку, в которой того увозят за кулисы.

Ирину Аркадину очень стильно играет Марина Цимбал, Нину Заречную проникновенно воплотила Александра Балкова, Илью Шамраева степенно изобразил Вячеслав Орловский (вот только сапоги управляющему имением следовало бы, пожалуй, надеть все же кирзовые, а не резиновые – это явная недоработка реквизитора), Полину Андреевну неплохо сыграла Марина Тихонова, Машу с полной отдачей преподнесла зрителю Диана Олифирова, Бориса Тригорина мастерски подал Олег Булавко, а Семена Медведенко очень талантливо играет Антон Кудряшов.

И игра актеров (всех, без исключения), и режиссура спектакля (Ольга Михневич) – выше всяких похвал. Приятно удивило отсутствие по ходу спектакля всякого рода шуток уровня «ниже пояса», которыми в последнее время, в угоду испортившимся вкусам нынешней публики, изобилует большинство современных постановок даже в лучших театрах Киева. Вся постановка, длящаяся добротных три часа, была пронизана настоящим театральным духом. Глядя на «Образ» понимаешь, что подлинный театр, как это ни странно, до сих пор жив. Приятное впечатление также произвел полный зрительный зал, и при этом отсутствовали обычные помехи для вдумчивого просмотра в виде кашля, телефонных звонков, перешептываний и разговоров. То ли публика была какая-то избранная, то ли спектакль оказался настолько талантливым, что затягивал в себя все человеческое внимание без остатка.

Очень гармонирует с этой пьесой и ее музыкальное сопровождение – песни и музыка позаимствованы из очень талантливо снятой в свое время экранизации первой книги Бориса Акунина о похождениях Эраста Фандорина «Азазель» (в трех сериях).

Единственное место в спектакле, к которому можно было бы придраться, это образ сельского учителя Семена Медведко. Персонаж реализован в комедийном стиле и служит своего рода аккумулятором всех худших человеческих качеств: глуп, раболепен, безглас, труслив. Мне это кажется довольно странным: на мой взгляд, сельский учитель – образец порядочности и самоотверженности, светоч культуры и эталон интеллигентности. Почему драматург (или режиссер) решил все до такой степени поставить с ног на голову – не вполне понятно. Видимо, кому-то зачем-то понадобился некий козел отпущения. А может кто-то из них испугался собственной гениальности и решил перестраховаться, снизойдя из осторожности до простой талантливости 🙂

Остается пожелать этому молодому коллективу (созданному три года назад на базе выпускных курсов театральной школы «Образ») дальнейших творческих свершений. Надеюсь, последующие постановки, которые они нам покажут, доставят зрителям еще больше удовольствия и будут проходить в атмосфере такой же высокой духовности.